О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

В России есть довольно сильная медиа-аналитика. Но совсем нет медиа-критики.

В России есть довольно сильная медиа-аналитика. Но совсем нет медиа-критики.

Первое объяснить можно. Идеологизированное государство создавалось как социальный эксперимент – надо было построить новое общество и вырастить новую общность, советского человека. Все это дело надо было обслуживать. Задачи социального инжиниринга выпестовали довольно сильную гуманитарную мысль – как прикладную, так и теоретическую.

Если в истории, философии или социологии эта гуманитарная мысль была сильной, но перекошенной на один бок, то в журналистике идеологический перекос и был самой сутью отрасли, поэтому незаметен (пока не появился медиа-рынок).

К тому же и Ленин, и Маркс были не просто публицистами, как какая-нибудь Муссолини или тот же Мильтон, но и медиа-менеджерами (Маркс, впрочем, неудачливым, в отличие от Ленина), и даже медиа-аналитиками. Ленинская «Искра», где сеть корреспондентов и сеть распространения газеты стала сетью для движения денег и контента и одновременно – скелетом партии – гениальный медиа-проект. Он играет новым красками в обществе, зараженном соцсетями. Например, очевидны переклички социального инжиниринга между леинской искрой и проектами Навального, где контент и его сбор/распространение оргформу для выращивания активизма.

Поэтому ленинское «газета – не только агитатор и пропагандист, но и организатор», истертое советской лобовой трактовкой, в новую эпоху требует нового осмысления. Там потенциал не ниже, чем у маклюэнского «the medium is the message».

В общем, как ни странно, благодаря марксистско-ленинским гуманитарным наукам и практикам, да и русской интеллектуальной традиции в целом, почва для медиа-аналитики у нас богатая. И, скажу без ложной скромности, выглядим мы в этой сфере вполне на уровне.

А вот медиа-критики в западном понимании – нет. И это при блестящей российской и довольно едкой советской традиции литературной, театральной и прочей художественной критики. Впрочем, есть неплохая телевизионная критика – Арина Бородина, Ирина Петровская, Анна Качкаева (кто еще?). А вот насчет прессы нет ни профессионального, ни, что важнее, этического разбора газет, статей, методов. Тогда как на Западе, особенно в англоязычной его части, это мощнейший общественный и порой даже политический институт (именно в нише прессы, поскольку телевизор там в основном развлекает, а вот пресса артикулировано несет важную политическую и социальную нагрузку).

А ведь всякие надстройки типа профсоюзов, рейтингов, критики – показатель зрелости рынка. В России для телевизора медиа-критика вызрела, а для прессы – нет (и уже не вызреет). Интересно, почему.

Андрей Мирошниченко

PS. Медиа-свары не в счет, это другой формат, любительщина. Нет сверхфигуры невовлечённого профессионального критика.

По ссылке - старая статья на "Слоне": Навальный и Ленин: что общего? Алексей Навальный делает политику словно по заветам Ильича.
 

« возврат в ленту

Написать комментарий:

Текст сообщения*:
Защита от автоматических сообщений
Андрей МирошниченкоЗдравствуйте, я Андрей Мирошниченко. Это мой проект: Школа эффективного текста "Медиа". Я провожу исследования, консультации, семинары по старым, новым и корпоративным медиа. Читать дальше...
НОВОСТИ ШЭфТ
Вместо копипаста
» "...Мне кажется, прежде всего Яковлеву не хватило жесткости и воли реализовать свой изначальный замысел до конца. Возможно, он был поставлен в настолько идеальную с точки зрения финансов ситуацию, что это его расслабляло."
Новый вице-президент медиагруппы ЖV Ксения Соколова о "Снобе" в интервью Глебу Мореву на OpenSpace.
» "...Блогеры, социальные сети - на мой взгляд, все это сопоставимо с традиционной медициной, когда, не получая качественной помощи, мы бежим к колдунам, знахарям, пытаясь найти рецепты. Впрочем, хороший колдун имеет больше пациентов, но вы уверены, что этот колдун точно и адекватно представляет себе качественное лечение? То же самое и в современных блогах. Я внимательно смотрю за развитием блогосферы, но будем откровенны, что никакого качественного контента в этих блогах мы не видим". Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов.
» – Вернемся к Ломоносову. Если бы он сейчас пришел из Архангельска, он бы поступил на журфак МГУ?
– Он бы точно не поступил. Потому что когда он пришел с обозом в Москву, уровень подготовки у него был очень невысокий. И если бы его тестировали, он бы не сдал ЕГЭ.
Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова, из интервью "Новым известиям".
» "Условием выживания для традиционных СМИ станет участие в социальных играх, в мероприятиях, которые ассоциируются с медийными брэндами. Те, кто будет вне этого процесса, в конце концов потеряют бизнес." Очень трезвые оценки и верные намерения в интервью нового CEO Playboy Скотта Фландерса о выживании прессы: "Преимущество традиционных СМИ - ограниченность ресурсов".

 
Поиск на сайте
 
ШЭфТ