О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

"Коммерсант": кажется, что-то пошло не так

"Коммерсант": кажется, что-то пошло не так

Академия журналистики "Коммерсанта" приглашает к слушателям пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова и учит начинающих журналистов работать в стандарте off the record. Пусть сразу привыкают к правильному общению с vip. "...Чтобы журналисты не писали ахинею про них", - говорит бронзовеющий зубр российской журналистики Андрей Колесников.
Но самое ужасное, что две журналистки "Коммерсанта", присутствовавшие в академии "Коммерсанта" на закрытой встрече с пресс-секретарем президента, все-таки вынесли на сайт три новости.

Новости удалены, журналистки тоже. Для более понятливых слушателей журналистской академии "Коммерсанта" образовались две вакансии.
Какая-то феерия. Причем Колесников сам уже не чувствует, как он звучит. Основатели "Коммерсанта" должны перевернуться в сигарном лаунже.
Интервью с Андреем Колесниковым:
"В зале оказались те, кто не понял формат встречи"

Почти 30 человек проходят обучение в Академии журналистики "Коммерсантъ". Занятия идут полным ходом, студенты работают каждый день.


Upd. Похоже, просочившаяся со встречи с Песковым новость - как раз та, о перетоке силы при назывании имени врага (Навального). Лучшая новость вчерашнего дня, много цитируемая. Поэтому, конечно, журналист не должен ее ставить без разрешения.
У Навального появилось:
1) Дмитрий Песков рассказал, почему Владимир Путин не произносит имени Алексея Навального
На пресс-конференции в ИД «Коммерсантъ», пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал, почему Владимир Путин не называет оппозиционера Алексея Навального по имени. «Путин в этой стране в политическом плане находится вне конкуренции, если он произнесет имя Навального, он отдаст ему часть своей популярности», — пояснил господин Песков.
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:www.kommersant.ru/news/2309150
2) ИД "КОММЕРСАНТ" АННУЛИРОВАЛ НОВОСТЬ О ТОМ, ПОЧЕМУ ПУТИН НЕ ПРОИЗНОСИТ ИМЯ НАВАЛЬНОГО
Поздно вечером 30 сентября «Интерфакс» сообщил об аннулировании своего сообщения с комментарием пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова об отношении Владимира Путина к Алексею Навальному. Как уточняет информационное агентство, это было сделано по просьбе издательского дома «Коммерсант», заметка на сайте которого и была источником этой новости.
http://tvrain.ru/articles/id_kommersant_annuliroval_novost_o_tom_pochemu_putin_ne_proiznosit_imja_navalnogo-353423/
__________________________________________

Колесников, кажется, не понимает, какого джинна они выпустили из бутылки. И как эта история отразится на репутации "Коммерсанта". Не в глазах Пескова - в глазах читателей. Теперь же этот языческий пассаж с разделением силы при поименовании Навального обретет второе дыхание, еще более громкое, чем первый выдох.
Впрочем, перед Песковым прикрыться важнее. И это действительно так - учитывая реалии медиарынка.
В российской журналистике главное - не сообщить, а, наоборот, не сообщить. Главное.
Кстати, скандал хорошо ложится на тему о том, что задача журналистики - вовсе не распространят информацию, а охранять ее.
Вот из старого на Colta.ru - Падение ракеты в прямом эфире. Андрей Мирошниченко — о разнице между ракетой и метеоритом, Россией и Америкой, медиа и журналистикой:
... Полно примеров, когда острая тема вообще не попадает в СМИ или освещается в нужном ракурсе. Но наиболее примечательны истории, когда острая тема все-таки проникла в СМИ — случайно, против их воли. И они начинают отбрыкиваться.
7 декабря прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев дал интервью нескольким телеканалам, включая Первый и «Россию». После эфира, как бы отвечая на запрос своей воображаемой референтной группы, он высказался в адрес следователей, пришедших к оппозиционерам с обыском рано утром: «Там нормально все будет, вы не волнуйтесь. Козлы они, что в восемь утра приходят…» Но оказалось, что аппаратура не выключена. Запись попала в интернет, разразился скандал.
Случайно записанное резкое высказывание крупного политика — настоящая удача для журналиста. И что же? Телеканалы, организовавшие эфир, один за другим открещивались от сенсационной записи. Один коллега подметил: «Большое удовольствие наблюдать, как сразу три телеканала спешат уверить, что каждый из них непричастен к распространению общественно значимой информации».
Конечно, на поверхности лежит некая сентенция об общественном устройстве, в котором СМИ превратились в подразделение администрации. Сентенция обоснованная, но если заглянуть в эту бездну глубже, то там можно найти и второе дно.
В ноябре 2011 года при разгоне Occupy Wall Street полиция Нью-Йорка задержала нескольких репортеров, в том числе из Associated Press. Другие журналисты АР бросили сообщение об аресте коллег в Твиттер. На следующий день руководство АР разослало сотрудникам предостережение: «У нас есть сотрудники, которые твитнули сообщение об аресте коллег ДО ТОГО, КАК ЭТА НОВОСТЬ ПОПАЛА В ЛЕНТУ…» (Фраза так и выделена регистром в заметке New York Magazine, который первым написал об этом циркуляре АР. Подробнее история описана на старом OpenSpace.ru .)
В американской медиатусовке разгорелась дискуссия: вправе ли издатель запрещать журналистам сообщать общественно значимые новости в соцсетях, то есть, по сути, самостоятельно? (Похожие ограничения есть и в других агентствах.) AP потом оправдывалось тем, что беспокоится о безопасности журналистов. Но на самом деле всем понятно, что если журналист сразу сливает важную новость в Твиттер, то он тем самым снижает ценность новостной ленты агентства. Потому что новости он должен поставлять не обществу, а своей фирме. А уж она распорядится. Но журналисты-то, как и общество, думают, что журналисты информируют общество, а не фирму. Есть такой полезный стереотип.
Все те же вопросы: миссия или должность? Профессиональный рефлекс или административный? Выяснилось, что даже СМИ, воспринимаемые как страж демократии, охраняют нечто другое — доступ к информации.... Отсюда

Ну, а какой после всей этой истории получился главный эффект для зачинщиков? Ведь главная вудуистская цель заключалась в том, чтобы не передать, не дай бог, Навальному путинской силы. В итоге получилось ровно наоборот. Ставшее легендарным непоименование Путиным Навального уже передало Навальному столько путинской силы, сколько поименование никогда бы не передало. Дошло то того, что публика, упражняясь в аллюзиях, стала путать, кто же из них Волан Де Морт. То есть их мифологический капитал на этой чаше весов сравнялся. Даже вудуизма применить правильно не могут, все равно пулемет получается.

Андрей Мирошниченко


P.S. Злой интернет уже исходит байками. Вот творческое переосмысление от сайта "Главред": Формат встречи. Очень зло и неправда, но по сути верно. 

P.P.S. "Слон" пишет: "Пелевин с нами. «Ъ» уволил журналисток, раскрывших страшную тайну Путина":
....Сотрудники «Коммерсанта» в личных беседах со Slon не смогли подтвердить или опровергнуть сведения об уволенных сотрудницах. При этом работники отдела онлайна, который выпустил новости с цитатами Пескова, воздерживаются комментировать произошедшее в общении с журналистами из других подразделений ИД. «Рассказывают, что было так: с Песковым действительно публично обсуждался жесткий формат встречи в режиме "не под запись". Тем не менее с опозданием на 20 минут на встречу с Песковым пришла девочка с сайта и, ничего не подозревая, сразу же начала отправлять по СМС цитаты пресс-секретаря президента своей подруге, которая публиковала их на сайте», – рассказал Slon один из сотрудников «Коммерсанта».
Уволенные безвестные девушки из «Коммерсанта»! Откликнитесь, мы вас ищем! Отсюда

P.P.P.S. В Снобе отличная колонка Бершидского. Возможно, одного из немногих в стране, кто может рассуждать на такие темы без того, чтобы ему сказали "а сам-то...".
Леонид Бершидский: Вуду off the record
Не имело ли смысла сказать Пескову, который вообще не существует вне пиара, что нет, off the record в его случае — это неинтересно, необоснованно, нелепо?
Президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков пришел читать слушателям частных курсов — Академии журналистики «Коммерсанта» — лекцию на тему «Новостная журналистика в России». Договорились, что лекция будет off the record, то есть не для цитирования.
Если бы я рассказывал вам анекдот, уже пора было бы смеяться. То, что знает о новостной журналистике кремлевский пиарщик, конечно же, нельзя распространять. Растекшись по городу, это тайное знание может добить наконец московский медиарынок.
Но жизнь приделала к анекдоту другую концовку. Спустя минут двадцать после начала встречи в зале появилась некая «девочка с сайта» kommersant.ru, не подозревавшая о незримом грифе «Секретно», витавшем над головою лектора. Наивная «девочка» принялась записывать полные темного каббалистического смысла цитаты Пескова и отправлять их посредством SMS другой «девочке», также работавшей на сайте «Коммерсанта». Дальнейшее известно кэшу Google и всей Москве.... Читать дальше

P.P.P.P.S. Прочитал отличную колонку Леонид Бершидский про off the record в "Снобе" и вспомнил, что когда-то тоже писал и тоже в "Сло...не" о практике заверке и о том, как западные коллеги упираются. Все-таки упираются.
Бунт New York Times. Газетчики вспомнили о независимости
"...Если в колыбели демократии журналистика утрачивает статус диктатора, то у нас авторская статья превращается порой в диктант.
Самое существенное различие заключается в том, что западные СМИ предпринимают попытки бунта (вряд ли, кстати, он будет успешен), а наши в значительной своей части переходят от согласовании ответов к согласованию вопросов... Читать дальше"


« возврат в ленту

Андрей МирошниченкоЗдравствуйте, я Андрей Мирошниченко. Это мой проект: Школа эффективного текста "Медиа". Я провожу исследования, консультации, семинары по старым, новым и корпоративным медиа. Читать дальше...
НОВОСТИ ШЭфТ
Вместо копипаста
» "...Мне кажется, прежде всего Яковлеву не хватило жесткости и воли реализовать свой изначальный замысел до конца. Возможно, он был поставлен в настолько идеальную с точки зрения финансов ситуацию, что это его расслабляло."
Новый вице-президент медиагруппы ЖV Ксения Соколова о "Снобе" в интервью Глебу Мореву на OpenSpace.
» "...Блогеры, социальные сети - на мой взгляд, все это сопоставимо с традиционной медициной, когда, не получая качественной помощи, мы бежим к колдунам, знахарям, пытаясь найти рецепты. Впрочем, хороший колдун имеет больше пациентов, но вы уверены, что этот колдун точно и адекватно представляет себе качественное лечение? То же самое и в современных блогах. Я внимательно смотрю за развитием блогосферы, но будем откровенны, что никакого качественного контента в этих блогах мы не видим". Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов.
» – Вернемся к Ломоносову. Если бы он сейчас пришел из Архангельска, он бы поступил на журфак МГУ?
– Он бы точно не поступил. Потому что когда он пришел с обозом в Москву, уровень подготовки у него был очень невысокий. И если бы его тестировали, он бы не сдал ЕГЭ.
Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова, из интервью "Новым известиям".
» "Условием выживания для традиционных СМИ станет участие в социальных играх, в мероприятиях, которые ассоциируются с медийными брэндами. Те, кто будет вне этого процесса, в конце концов потеряют бизнес." Очень трезвые оценки и верные намерения в интервью нового CEO Playboy Скотта Фландерса о выживании прессы: "Преимущество традиционных СМИ - ограниченность ресурсов".

 
Поиск на сайте
 
ШЭфТ