О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Об объективности журналистов

В сентябре в журналистском цехе развернулось сразу две острые дискуссии. Во первых, о том, может ли журналист иметь и отстаивать политические взгляды (не как гражданин, а именно как журналист)? Во-вторых, как все-таки должна быть организована заверка цитат и интервью журналистов.
Старт первой теме положили выборы в Координационный совет оппозиции и статья Олега Кашина об ангажированности журналиста: «Имеет ли право журналист выдвигаться в Координационный совет оппозиции?» Поддержу Кашина. (Читать дальше...)

Ключевыми качествами для журналиста являются компетентность (знание предмета), и квалификация (умение собрать-донести). А вовсе не объективность. Да, пресловутая «объективность» может быть личным выбором журналиста, но не внешним профессиональным требованием. Сама по себе профессия не требует объективность, можно и без объективности, оставаясь при этом журналистом, причем с высокими стандартами социальной ответственности.
Наоборот, публичной (и коммерческой) ценность является как раз субъективность журналиста. Если она подкреплена компетентностью и квалификацией - получается суперпродукт. Если не подкреплена, получается идиотизм.
Объективность может быть личным выбором журналиста, если он работает, скажем, в информационном агентстве (сухая подача новостей), или в СМИ, которое требует разбора темы отстраненно и с разных позиций. И даже в этих случае отбор источников будет субъективен. Поэтому прокламация объективности, по сути, является интеллектуальной ловушкой для самого журналиста, а порой и моральным капкан для читателей. Гораздо честнее признавать ту или иную меру свое субъективности, предъявляя позицию (исключая, опять же новостников из агентств – те просто коллекторы).
Никто персонально не может быть носителем объективности, это абсурд. А кто заявит на нее претензию, тот уже этой заявкой будет субъективен, да еще с манипулятивным прицелом. Ангажированность журналиста вообще не страшна, если 1) предъявлена читателю и 2) сбалансирована разнообразием других источников.
Журналист может врать - журналистика не врет. И то не по профессиональным причинам, а по рыночным – когда на рынке есть разнообразие источников. А когда его нет, тогда, конечно картина сужается до какого-то набора ангажированных позиций.
Так что проблема «объективности» - не в журналисте, а в «многообразии» журналистов. И это проблема, скорее, культурно-политическая. Но не технически-профессиональная.
Старт второй теме был дан революционным решением The New York Times запретить своим журналистам соглашаться на заверку цитат у спикеров. Разумеется, стали тут же смотреть: а как в России?
Материалы по этим и другим темам смотрите в традиционной подборке Школы эффективного текста «Медиа» о новых, старых и корпоративных СМИ – за сентябрь 2012 года.
Андрей Мирошниченко

« возврат в ленту

Андрей МирошниченкоЗдравствуйте, я Андрей Мирошниченко. Это мой проект: Школа эффективного текста "Медиа". Я провожу исследования, консультации, семинары по старым, новым и корпоративным медиа. Читать дальше...
НОВОСТИ ШЭфТ
Вместо копипаста
» "...Мне кажется, прежде всего Яковлеву не хватило жесткости и воли реализовать свой изначальный замысел до конца. Возможно, он был поставлен в настолько идеальную с точки зрения финансов ситуацию, что это его расслабляло."
Новый вице-президент медиагруппы ЖV Ксения Соколова о "Снобе" в интервью Глебу Мореву на OpenSpace.
» "...Блогеры, социальные сети - на мой взгляд, все это сопоставимо с традиционной медициной, когда, не получая качественной помощи, мы бежим к колдунам, знахарям, пытаясь найти рецепты. Впрочем, хороший колдун имеет больше пациентов, но вы уверены, что этот колдун точно и адекватно представляет себе качественное лечение? То же самое и в современных блогах. Я внимательно смотрю за развитием блогосферы, но будем откровенны, что никакого качественного контента в этих блогах мы не видим". Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов.
» – Вернемся к Ломоносову. Если бы он сейчас пришел из Архангельска, он бы поступил на журфак МГУ?
– Он бы точно не поступил. Потому что когда он пришел с обозом в Москву, уровень подготовки у него был очень невысокий. И если бы его тестировали, он бы не сдал ЕГЭ.
Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова, из интервью "Новым известиям".
» "Условием выживания для традиционных СМИ станет участие в социальных играх, в мероприятиях, которые ассоциируются с медийными брэндами. Те, кто будет вне этого процесса, в конце концов потеряют бизнес." Очень трезвые оценки и верные намерения в интервью нового CEO Playboy Скотта Фландерса о выживании прессы: "Преимущество традиционных СМИ - ограниченность ресурсов".

 
Поиск на сайте
 
ШЭфТ