О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Было в газете, стало в интернете

Очередной удар нанесен по прессе. Совет Федерации одобрил закон, расширяющий перечень источников для официального опубликования правовых актов, после которого они вступают в силу. Таким официальным опубликованием считается теперь первое размещение полного текста на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
До сих пор официальным публикатором законов были «Парламентская газета» и «Российская газета». Думаю, не будет большим преувеличением сказать, что практически все органы власти и многие крупные компании выписывают «Российскую газету». Не то чтобы своевременное отслеживание первого опубликования законов так уж важно для начальников и юристов, но статус официального публикатора, безусловно, существенно повышал «потребительскую ценность» издания. Возможно, являлся даже критической добавкой к этой «ценности». В 2007 РГ была даже лидером среди газет по количеству подписчиков.

Аналогичные издания-публикаторы существуют во всех регионах на всех уровнях власти. Их выписывают, чтобы следить за появлением и вступлением в силу местных правовых актов. Решение о «расширении перечня источников» в перспективе подрывает «подписной интерес» и к этим изданиям. Старт дан: измена прошелестит по всей вертикали власти. Спустя время чиновники и компании привыкнут к официальному опубликованию документов в интернете. Тогда зачем подписываться на газеты, бывшие до того эксклюзивными публикаторами?
Помимо подписки такие издания получают и вторую (или даже главную) выгоду – дотации из бюджета. Что ж, спустя пару лет Минфин поднимет этот вопрос: а зачем платить газетам за официальные публикации, если вся обязательная информация доступна в интернете?
Эта история в чистом виде символизирует несчастье, происходящее с прессой и СМИ: были монополистами в сфере общественной информации – больше не монополисты. Обладали монополией на канал рекламного обращения к публике – больше не обладают. И вот еще одна маленькая ложка в бочку дегтя: были монополистами в официальном опубликовании нормативных актов – больше не монополисты.
Теперь не только рынок, но и государство изменяет прессе, женившись еще и на интернете. Но это лишь начало. Логично ожидать, что вскоре пресса лишится эксклюзива и на другие обязательные публикации. А там есть что терять. Например, законодательство предписывает публиковать в СМИ обязательные сведения о банкротствах. Арбитражные управляющие платят за размещение таких объявлений в тех изданиях, которые выбирает правительство. СМИ даже борются между собой за этот пирожок. Так, в 2007 году за право публиковать объявления о банкротстве состязались «Коммерсантъ» и «Российская газета». Дело было шумным: РГ проиграла и пыталась оспорить итоги конкурса. Вероятно, это была ее первая потеря на ниве официального публикаторства. «Маркер» подсчитал, что бизнес, связанный с объявлениями о банкротстве, может приносить «Коммерсанту» около $10 млн долларов в год.
Забавная деталь: постановление правительства о назначении газеты «Коммерсантъ» публикатором объявлений опубликовано, как и положено, в РГ.
В общем, статус эксклюзивного официального публикатора обеспечивал некоторым газетам гарантированный источник подписки, другим – гарантированный источник «рекламных» поступлений (слово «рекламных» тут надо писать в кавычках). Принятое вчера решение о включении интернет-ресурса в перечень официальных публикаторов – само по себе не такое уж критическое. Но оно дает старт новой тенденции. Сначала интернет избавит старые СМИ от эксклюзива на официальные публикации. Ну а когда сам станет приоритетным публикатором официоза – избавит от этого бизнеса целиком.
Стоит, однако, заметить, что остальной рынок СМИ этому событию, скорее, порадуется. «Рыночные» издания нередко упрекали официальных публикаторов, дотируемых из бюджета (в том числе за счет налогов самих СМИ), в недобросовестной конкуренции. Но радость носит локальный характер, потому что тренд в целом отражает снижение роли печатных СМИ.
Перемещение информационной активности государства в интернет с отказом от бумаги – это совершенно очевидное будущее. Новость в том, что оно уже начинается. И если игры с электронным правительством никому из старого мира особо не мешали, то вчерашнее решение не просто дополняет реальность, а изменяет ее, грозя развалом старому устройству, пока в его отдельных частях.

Андрей Мирошниченко
Оригинал статьи на портале Slon.ru

« возврат в ленту

Андрей МирошниченкоЗдравствуйте, я Андрей Мирошниченко. Это мой проект: Школа эффективного текста "Медиа". Я провожу исследования, консультации, семинары по старым, новым и корпоративным медиа. Читать дальше...
НОВОСТИ ШЭфТ
Вместо копипаста
» "...Мне кажется, прежде всего Яковлеву не хватило жесткости и воли реализовать свой изначальный замысел до конца. Возможно, он был поставлен в настолько идеальную с точки зрения финансов ситуацию, что это его расслабляло."
Новый вице-президент медиагруппы ЖV Ксения Соколова о "Снобе" в интервью Глебу Мореву на OpenSpace.
» "...Блогеры, социальные сети - на мой взгляд, все это сопоставимо с традиционной медициной, когда, не получая качественной помощи, мы бежим к колдунам, знахарям, пытаясь найти рецепты. Впрочем, хороший колдун имеет больше пациентов, но вы уверены, что этот колдун точно и адекватно представляет себе качественное лечение? То же самое и в современных блогах. Я внимательно смотрю за развитием блогосферы, но будем откровенны, что никакого качественного контента в этих блогах мы не видим". Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов.
» – Вернемся к Ломоносову. Если бы он сейчас пришел из Архангельска, он бы поступил на журфак МГУ?
– Он бы точно не поступил. Потому что когда он пришел с обозом в Москву, уровень подготовки у него был очень невысокий. И если бы его тестировали, он бы не сдал ЕГЭ.
Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова, из интервью "Новым известиям".
» "Условием выживания для традиционных СМИ станет участие в социальных играх, в мероприятиях, которые ассоциируются с медийными брэндами. Те, кто будет вне этого процесса, в конце концов потеряют бизнес." Очень трезвые оценки и верные намерения в интервью нового CEO Playboy Скотта Фландерса о выживании прессы: "Преимущество традиционных СМИ - ограниченность ресурсов".

 
Поиск на сайте
 
ШЭфТ