О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Информация становится чувственной

Контентный дизайн экономнее текста и видео по скорости восприятия, поэтому именно он станет основным способом выражения смыслов
...Но пока еще инфографика не вышла за пределы плоскостного и символического восприятия, хотя уже может сопровождаться звуком. И уже на этом уровне само понятие инфографики устаревает (не говоря уж data-дизайне). Впору говорить о новых форматах аранжировки смысла. О контентном дизайне.
Контентный дизайн – передача смысла специально (дизайнерски) организованным комплексом средств – графических, текстовых, звуковых, анимационных, видео и т.п. – с расчетом на быстрое, чувственное восприятие информации. (В материале - полезные ссылки на образцы инфографики, как российские, так и зарубежные).

В августе украинская «Инвестгазета» выпустила номер, целиком состоящий из инфографики. В картинках и блок-схемах описано двацатилетие независимости Украины. На российском рынке есть журнал «Инфографика», где вместо текстов все «статьи» выполнены в формате инфографики. Первый номер вышел в начале 2011 года, журнал распространяется, в основном, в кафе, рассчитан на рекламу и уже стал довольно известным.

Журналистика для разглядывания
Современная инфографика уходит своими корнями в data-дизайн – такую подачу однородных данных (как правило, цифровых), которая призвана делать их более удобными для восприятия – более наглядными. На этом уровне инфографика понималась как нарядные графики, диаграммы, таблицы, блок-схемы. Важны была логика размещения, смысловая размерность элементов и т.п. Сформировались даже свои каноны подачи.
Однако постепенно визуальная часть формата усложнялась. Размерности, последовательности и оппозиции стали выражать с помощью фотографий, коллажей, рисунков. Обычно это сложные картинки с надписями, которые занимают относительно немного места (по сравнению с текстом на эту же тему). Что интересно, средствами инфографики можно передать как репортаж (некоторые интернет-СМИ, например, рисовали схемы убийства Буданова с хронометражем и перемещением фигурантов), так и сложный аналитический материал с сопоставлением бюджетных расходов или описанием целого исторического процесса.
Такие картинки надо не читать, а разглядывать. Компактное размещение материала дает еще такой интересный эффект. Картинку можно окинуть взором, а можно достаточно долго рассматривать. Иначе говоря, временем восприятия управляет сам потребитель.
Возможно, именно это свойство - масштабируемость времени восприятия -обеспечило инфографике взрывной рост интереса в эпоху интернета, когда длина линейного чтения стала стремительно сокращаться. Читать текст – это теперь долго («многа букаф»). То ли дело – рассматривать картинку, особенно если картинка интересная.
В прежние времена инфографика была востребована лишь в узких сферах. Если не брать наскальную живопись и Витрувианского человека (под известной картинкой Леонардо записал числовые выражения телесных пропорций), можно вспомнить детские книжки, армейские и пожарные инструкции, а также пользовательские руководства, где на картинках с надписями показано, что и как надо делать. Чтобы быстро, наглядно, доступно, без повышенных требований к интеллекту. Теперь инфографика постепенно вытесняет текст не только в специальных, но и в массовых коммуникациях.
Специальные разделы, номера СМИ, уже целые издания подают материал в формате инфографики. Интернет-СМИ одно за другим открывают разделы инфографики. Хотя многие еще ленятся (или не обладают навыком) и делают статические картинки. А ведь в интернете инфографика уже может двигаться и звучать. Встроенные мультимедийные эффекты позволяют элементам картинки передавать речь или музыку, анимированное изображение, открываться как видео, наконец, реагировать на прикосновения пользователя. Движущиеся и звучащие, реагирующие на читателя картинки все активнее внедряются в новых платформах, прежде всего в планшетных версиях СМИ. Куда интереснее текста, верно?

Аттрактивность вместо читабельности
Развитие мультимедиа приведет к тому, что в сети будут возможны передача запахов и тактильных ощущений (разработки уже ведутся). А голографическая проекция с симуляций тактильности позволит оперировать трехмерными информационными объектами в пространстве перед собой. Иными словами, вместо одного способа восприятия – зрительного, который был необходим для чтения текста - рано или поздно будут задействованы все пять органов чувств. Плюс интерактивность.
Речь идет не об отказе от текста, а об отказе от текстоцентризма. Собственно, и отказа-то не будет. Текст просто уступит место новому – комплексному формату выражения смыслов.
Вообще-то, это семантическая революция. Некогда человек с помощью интеллекта обрел способность отражать физический мир в своих представлений. Потом – передавать эти представления посредством символов. Более четырех тысяч лет текст был самым удобным средством для передачи представлений. Физический мир ведь не транспортабелен, оперировать им довольно трудно. Отраженный, а потом и отчужденный символами мир – полностью во власти человека. Это обстоятельство и сделало человека человеком.
Но теперь, получается, можно говорить о создании физического мира третьего порядка. Который будет визуален, аудиален, тактилен, транспортабелен, операбелен, но будет отражать уже отраженный мир - мир представлений. Мир представлений станет вещным, оставаясь при этом продуктом разума. Он не будет нуждаться в посредничестве символизации, потому что будет восприниматься органами чувств непосредственно. И самое главное – он будет порожден человеком. Представьте себя хватающим или пробующим на вкус информационные объекты и испытывающим при этом реальные физические ощущения. К каким изменениям психики это приведет?
Нынешние технологии дополненной реальности – детский лепет и пещерный век. В будущем реальность будет дополнена какими угодно авторскими аранжировками. А потом и целой реальности станет мало. Стрелялки будут передавать сопротивление и боль. Я даже не исключаю физическую смерть геймеров в шутерах будущего.

Чтоб к штыку приравняли курсор
Но пока еще инфографика не вышла за пределы плоскостного и символического восприятия, хотя уже может сопровождаться звуком. И уже на этом уровне само понятие инфографики устаревает (не говоря уж data-дизайне). Впору говорить о новых форматах аранжировки смысла. О контентном дизайне.
Контентный дизайн – передача смысла специально (дизайнерски) организованным комплексом средств – графических, текстовых, звуковых, анимационных, видео и т.п. – с расчетом на быстрое, чувственное восприятие информации.
Всеобщий тренд к сокращению длины чтения уже привел к тому, что наиболее растущим сегментом интернета становится видеоконтент. Однако это боковое ответвление прогресса. Видео весьма неудобно с точки зрения масштабируемости времени восприятия. (Видео надо смотреть целиком – какой хромнометраж заложен, столько и потратишь.) В этом смысле даже текст лучше масштабируется во времени – его можно «пробежать глазами», «прочитать по диагонали».
Инфографика – самый масштабируемый во времени формат. Контентный дизайн, особенно с учетом будущих новых возможностей, экономнее текста и видео по скорости восприятия, поэтому именно он станет основным способом выражения смыслов. Тем более что он, по сути, позволяет создавать комплексные аранжировки действительности (если взять в расчет, опять же предстоящее использование всех органов чувств). Поэтому будущее сетевых коммуникаций, скорее всего, – именно за контентным дизайном.
Ограничением сейчас является сложность производства различных форматов контентного дизайна. Эта работа требует специальных технологий и художественного мастерства. Но когда-то и печатное слово было недоступно рядовому человеку. А теперь каждый сам себе – редакция и типография. Когда-то видеомонтаж был по силам только специалиастам. Теперь любительское видео заполонило мир. Когда-то создание сайта требовало сложных программ и давало заработок профессионалам. Сегодня этим занимаются все пользователи. Рано или поздно появятся программные средства, которые сделают различные типы контентного дизайна доступными кому угодно. Освобождение авторства означает и демократизацию технологий авторского самовыражения. Причем всех, какие только ни появятся.
Что касается художественного мастерства, то либо аранжировки будут коряво милыми, зато «hand made», либо технологии найдут способ улучшать и замещать художественные навыки, например, с помощью шаблонов и фильтров.
Именно в нынешний период, когда массмедийные достоинства инфографики уже открыты, но она еще не стал общедоступной, контентный дизайн может стать мощным инструментом журналистики. Он уже привлекателен для потребителей, но еще недоступен самодеятельным авторам. Самое время для профессиональной эксплуатации формата. (Отдельное направление – использование контентного дизайна в деловых коммуникациях: в годовых отчетах, на сайтах, во внутренних коммуникациях. Принимается на ура.)
Больше того, контентный дизайн еще как следует не освоен самими медиа. Сетевая инфографика только-только учится использовать анимацию, звук и видео. В россииских интернет-СМИ интерактивные картинки – редкость (см. подборку). Пока еще в производстве инфографика более сложна и затратна, чем текст. Наконец, нужны специальные компетенции, среди которых – не только художественное видение или умение работать с данными, а именно художественное видение данных. Да еще в сочетании с редакторскими навыками актуальности, значимости и т.п. В общем, это передний край инноваций.

Андрей Мирошниченко
Оригинал статьи - на портале OpenSpace

Полезные ссылки по теме
«How to be a data journalist», статья Paul Bradshaw на сайте Guardian
Интервью главреда журнала «Инфографика» Николая Романова в «Секрете Фирмы» 
«Взаимный каннибализм форматов», статья А. Мирошниченко на сайте Forbes.ru
50 Great Examples of Data Visualization
Российский сайт инфографики
Блог в ЖЖ с подборкой образцов инфографики
Подборка инфографики из The New York Times
Раздел Data visualisations на сайте Guardian
Четыре образца интерактивной инфографики The Times для iPad
Журнал "Инфографика"
Инфографика РИА «Новости»
Раздел инфографики «Московских новостей»
Газета.Ru объявляет о запуске нового раздела «Инфографика»
Раздел инфографики Газеты.ру

« возврат в ленту

Андрей МирошниченкоЗдравствуйте, я Андрей Мирошниченко. Это мой проект: Школа эффективного текста "Медиа". Я провожу исследования, консультации, семинары по старым, новым и корпоративным медиа. Читать дальше...
НОВОСТИ ШЭфТ
Вместо копипаста
» "...Мне кажется, прежде всего Яковлеву не хватило жесткости и воли реализовать свой изначальный замысел до конца. Возможно, он был поставлен в настолько идеальную с точки зрения финансов ситуацию, что это его расслабляло."
Новый вице-президент медиагруппы ЖV Ксения Соколова о "Снобе" в интервью Глебу Мореву на OpenSpace.
» "...Блогеры, социальные сети - на мой взгляд, все это сопоставимо с традиционной медициной, когда, не получая качественной помощи, мы бежим к колдунам, знахарям, пытаясь найти рецепты. Впрочем, хороший колдун имеет больше пациентов, но вы уверены, что этот колдун точно и адекватно представляет себе качественное лечение? То же самое и в современных блогах. Я внимательно смотрю за развитием блогосферы, но будем откровенны, что никакого качественного контента в этих блогах мы не видим". Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов.
» – Вернемся к Ломоносову. Если бы он сейчас пришел из Архангельска, он бы поступил на журфак МГУ?
– Он бы точно не поступил. Потому что когда он пришел с обозом в Москву, уровень подготовки у него был очень невысокий. И если бы его тестировали, он бы не сдал ЕГЭ.
Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова, из интервью "Новым известиям".
» "Условием выживания для традиционных СМИ станет участие в социальных играх, в мероприятиях, которые ассоциируются с медийными брэндами. Те, кто будет вне этого процесса, в конце концов потеряют бизнес." Очень трезвые оценки и верные намерения в интервью нового CEO Playboy Скотта Фландерса о выживании прессы: "Преимущество традиционных СМИ - ограниченность ресурсов".

 
Поиск на сайте
 
ШЭфТ