О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Сценарии для СМИ от Александр Амзина: эвакуация, конвергенция, консервация

«….у издателей традиционных бумажных СМИ есть всего три дальнейших сценария:
1) эвакуация;
2) PC+бумага;
3) консервация.»
И я бы добавил: «…4) беженцы.»

Александр Амзин: Формирование приоритетов для печатных СМИ России в ближайшие годы

Отличный доклад Alexander Amzin, за который А. Оськин,  председатель правления АРПП и главный лоббист прессы, причислил его к знаменитой «похоронной команде бумажных СМИ». Но Александр в предисловии к докладу пишет, что не хочет примыкать к нам. А зря. Тут раздают печеньки — воротилы интернет-рекламы (а также наружки, но реже), проплачивают агитацию против печатных СМИ страшными чемоданам нала.
Кстати, клевый ведь штамп — про похоронную команду.
По существу.
«»»»»Сценарий «Эвакуация». SWOT-анализ. К сильным сторонам сценария «Эвакуации» относятся новые источники поступления денежных средств, долгосрочность и перспективность, сокращение расходов (не надо тратиться на бумагу и полиграфию), отличное понимание аудитории.»»»»
Александр, это же какие-такие новые источники поступления денежных средств? Где они? То есть какие-то источники для переметнувшихся бумажных редакций формально там есть, но назвать их «сильными сторонами сценария» даже А. Оськин вряд ли решится.
Моя, кстати, рекомендация: сидеть в бумаге до последнего, смотреть по сторонам, участвовать в цифре, но без критических человеческих и финансовых инвестиций. В ближайшие годы в цифре не появится сопоставимых бизнес-моделей, позволяющим прошлым бумажным редакциям восстановить доходы. Поэтому бумажным редакциям, в большинстве своем, и надо держаться за бумагу. Она по-прежнему (скорее всего, уже навсегда) будет давать этому типу контентного бизнеса больше доходов, чем цифра. Уйдет поколение бумажных читателей — с ним уйдет и поколение бумажных писателей, так что не надо торопить события. Какие-то бренды в цифру перейдут, но это не бумажные редакции, а именно их бренды, в исключительных случаях — с главарями. Сами редакции — не перейдут, а просто доживут свой век.
***
Отсечка — 1980-е годы рождения. Все кто старше — наслаждайтесь концом эпохи. Кто младше — надо дрыгаться и суетиться.
Я понимаю, что это довольно трудно и даже болезненно воспринимать из редакций, но переход в новую среду будет сопровождаться не изменением редакций, а изменением самого типа игроков. Изменения окружающей среды меняют не организм, а вид; организм же, увы, всегда жертва эволюции — это даже ее условие.
****
Конкурировать из редакций с бизнес-моделями новых контентных субъектов, возникающих в интернете, невозможно. Там правят бал вообще не субъекты, а среды, платформы. При этом у старых субъектов СМИ даже понимание того, что делает, например, Фэйсбук, приходит примерно после того, как сам Фэйсбук переходит на делание уже чего-то следующего. Призывать старые медийные бренды конкурировать в новой среде с этими сущностями — это примерно как призывать российский автопром научится, наконец, делать автоматические коробки передач, чтобы догнать запад. Который делает не то что электрические, а уже безводительские авто. А мы его сейчас побъем коробками-автоматами (а и где они?)
Вот автоваз же не морочится с автоматической коробкой передач? И, по сути, правильно. Но он вполне добирает свой рынок с его демографическими, скажем так, характеристиками (включая условие господдержки).
Примерно такую же стратегию — уже по факту — выбирают и газеты.
Исключая редких пассионариев, за которыми мы с интересом посмотрим.
***
Так вот: я — за бумагу. У нее есть ценные качества, причем совсем не те, о которых все время говорят. Это вовсе не вещность. Привычка к вещности уйдет с поколением щупающих и нюхающих. Ценность бумаги (и программного эфира, кстати) — физическое ограничение площади (времени). А значит, отсечение того, что не поместится, а значит — отбор и порог доступа, а значит, limited edition и wow-эффект опубликованного.
Вот это и надо продавать. Жаль только, что покупателей немного. В основном это те, кто хочет опубликоваться, а не те, кто хочет почитать.

Андрей Мирошниченко

Обсуждение в Фэйсбуке

 

ШЭфТ