О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Габрелянов ждал Трампа со времен Мердока

Габрелянов ждал Трампа со времен Мердока

Russia Today пыжится показать какие-то метрики охвата и могущества. Вот уже где-то побила или чуть не побила Аль Джазиру. Затрачены какие-то страшные миллионы и еще выдадут. Но недолюбит ее начальство вскорости не за это, а за то, что… ну не дает она глазету. Аль Джазира изображает CNN, а Russia Today изображает Аль Джазиру. Это даже не вторичное эпигонство Филиппа, а какие-то третичные отложения, при том что оригинальный источник – CNN – уже проиграл рынок Трампу. Изображать надо не Аль Джазиру, а твиттер Трампа.

Пятница, смотрел в хрустальный шар, увидел там Габрелянова.
Недавно у Арины Бородиной прочитал, как она случайно переключилась на Лайф-ТВ (или как оно называется) и там зависла. Пропустив мимо ушей содержание, наметанным глазом телекритика увидела, что прёт драйв, какого уже давно нет на остальных каналах, где тужатся назидать или разжигать, но очевидно отбывают повинность. На Лайф ТВ у людей горят глаза, лейки и блокноты и «первыми врывались в города». Вот этого в остальном телевизоре давно уже нет, подметила Арина (в моем шепелявом пересказе, конечно).
Вспомнилось, как году в 2005 или около, когда еще царила уже дряхлеющая яковлевская журналистика факта, на какой-то медиа-тусовке выступал редактор вломившейся на московский рынок желтой газеты и говорил, что продавать надо не новости, а эмоции. Звучало это очень уж в диссонанс с царящими тогда медиа-бизнес-стандартами. Ведь в ту пору медиа-рынок рос (рос так, как никогда до и никогда после) на нефтяных брызгах – то есть на деньгах инвесторов, а не читателей. А тот редактор – а это был Габрелянов – продавал контент толпе, а не корпорациям; вниз, а не наверх.
Перед корпорациями нужно было изображать аналитическое медия. И авторитетная журналистика его изображала, чтобы срубить бабла и со сциллы, и с харибды, и там же сложить голову между жерновами. А вот толпе аналитика безразлична, туда эмоции хорошо идут. (Это уже потом габреляновское умение продать контент толпе пригодилось главной корпорации.)
Тогда все сравнивали Габрелянова с Мердоком. Но Мердок устарел вместе с рынком, столпом которого он был. Теперь у этого направления новая путеводная звезда – президент-элект.
В 2016 году, как известно, Оксфордский словарь назначил post-truth словом года Post-truth описывает такое состояние медиа-среды, когда эмоции влиятельнее фактов. Речь о Трампе, конечно. Трамп может ляпнуть, что Клинтон выигрывает общее голосование исключительно за счет миллионов голосов нелегальных избирателей и все тут же начинают опровергать факт – нет, мол, таких миллионов. Оно и вправду нет, но это же неважно. Трамп прав не фактически, а по сути. Он правильно излагает не факты, а настроения. Можно долго и нудно разбирать игры демократов на расширение их электоральное базы, но это сложная материя. И именно ее Трамп выразил одним твитом просто и точно – хотя и неверно фактически.
И вот есть твиттер Трампа, который уже совершенно официально задаёт повестку, и в шлейфе этой повестки плетутся и NYT, и WP, и CNN, и прочие, пытаясь по старой привычке доинтернетной журналистики прицепиться к факту, который якобы перевран. Результат налицо: факты – у New York Times, а повестка и Белый дом – у Трампа.
Russia Today пыжится показать какие-то метрики охвата и могущества. Вот уже где-то побила или чуть не побила Аль Джазиру. Затрачены какие-то страшные миллионы и еще выдадут. Но недолюбит ее начальство вскорости не за это, а за то, что… ну не дает она глазету. Аль Джазира изображает CNN, а Russia Today изображает Аль Джазиру. Это даже не вторичное эпигонство Филиппа, а какие-то третичные отложения, при том что оригинальный источник – CNN – уже проиграл рынок Трампу.
Изображать надо не Аль Джазиру, а твиттер Трампа. Пришло время Габрелянова и Трампа. Габрелянов ждал Трампа со времен Мердока. Тем более «Известка» загибается, да и прочие газеты непонятно зачем нужны. На фоне мимолетного настроения быстрых форматов даже желтая бумага стала слишком нудной и не дает такой эмоции, как твиттер или телевизор. Проблема бумаги в том, что она слишком резистентна и невосприимчива к вирусу. Бумага слишком медленна, чтобы передавать инфекцию, ей не хватает маклюэнской скорости света. Властелины старых медиа считают это достоинством бумаги, и они правы. Но рынок поскакал дальше.
Габрелянов верно и неуклонно дрифтовал все эти годы к цифре, к пикселе экрана в том или ином ее виде. В общем, Киселев с радиоактивным пеплом был переходной стадией от Симоньян к Габрелянову. Единственное, что нужно Гарбелянову, чтобы его поставили на Russia Today, так это сделать что-нибудь по-настоящему ужасное, чтобы угасающая интеллигенция последним проблеском маразма горячо возмутилась и навела власть на очевидную мысль: этот годится, пора назначать. Если бы еще администрацию не перетряхивали, как Лукашенко картошку…
Пусть пришлет мне хорошего коньяка, когда назначат.
Андрей Мирошниченко

 

ШЭфТ